С 21 по 23 ноября в столичном Доме учителя пройдет благотворительная выставка-ярмарка авторских кукол. Все средства, собранные от продаж пойдут в Фонд Таллиннской детской больницы на лечение годовалого малыша, страдающего тяжелым онкологическим заболеванием. «День за Днем» встретился с организатором выставки, родоначальницей эстонской авторской куклы  москвичкой Светланой Пчельниковой.

Придется признаться, что до встречи с Светланой у меня было очень смутное представление о том, что же такое авторская кукла. Мое воображение почему-то рисовало мне унылых самопальных медведей с пуговичными глазами и тряпичных теток в национальных костюмах. Однако, первое, что я вижу зайдя в музей авторской куклы, где находится и Светланина мастерская, кукла новорожденного малыша в натуральную величину. Да что там величина — даже с расстояния пяти шагов он кажется настоящим, живым: кажется, автор продумал и выпестовал каждую складочку на хрупком пальчике, каждую ресничку на полуприкрытых глазах.

«Как это?!», — ахаю я. «Да вот так», — улыбается Светлана «Этот малыш приехал к нам из Германии. В какой-то момент началась мода на кукол в виде новорожденных. Помню, сама когда первый раз увидела, очень удивилась — стоят молодые девчонки с новорожденными младенцами на руках и курят. Думаю, да как же так?! А потом пригляделась — куклы».


Светлана показывает мне музей. Здесь у каждой куклы есть своя история. Моя собеседница — великолепный рассказчик, слушать можно бесконечно. Слушать и разглядывать совершенно фантастических кукол, которые собраны здесь со всех уголков мира. Мое внимание привлекает странная танцовщица -кукла с застывшей улыбкой совершенно не сочетающейся с плачущими глазами.  У этой куклы как-будто специально неестественно выкручены руки и ноги, а из груди торчит гигантская шестеренка. «Это Коломбина», — рассказывает Светлана. «Ее автор — мама ребенка-инвалида из России. Каждый раз, выходя со своим ребенком из дома, ей приходилось готовится к тому, что сейчас на них все начнут показывать пальцем, рассматривать, перешептываться. Как Коломбине перед выходом на сцену».

Я останавливаюсь у грациозных куколок в вечерних плятьях. Это работы Светланы. «Какие они красивые», — я не нахожу другого эпитета. «Это гламурные красотки», — смеется Светлана. «Я не люблю их, это пустышки, прожигательницы жизни. Я делала их без одобрения, я сама когда-то была такой».

«Расскажите мне о себе», — прошу я.

«Всё родом из детства», — начинает свой рассказ Светлана. «Моя мама сама из детдома, любовь к куклам привила мне именно она. Вообще, мне в детстве казалось, что кукол делают на небесах — сидят такие феечки с крылышками и с любовью делают кукол», — смеется Светлана. «У меня было мало игрушек. Со своей первую куклу я играла «глазами» — не ломала ее, не трепала — только расчесывала ей волосы, гладила, вместе с мамой мы шили для нее наряды. Так-то я была обычным ребенком тех времен — росла во дворе, «зарницы», «казаки-разбойники», родители все время на работе… Кукла знала все мои секреты, ей я доверяла свои горести и радости».

«Потом я выросла, было не до кукол, началась перестройка, дела у мужа пошли в гору, мы были обеспечены и я вела вольный образ жизни — тусовки, вечеринки… А в две тысячи первом году я попала в аварию. Прогнозы врачей были неутешительными — они полагали, что я больше не смогу ходить, так и останусь навсегда прикованной к инвалидному креслу. И вот знаете — лежишь в больнице, днем приходят медики, родственники, друзья, а ночью ты остаешься один и начинаются кошмары. Я просыпалась от собственных рыданий, боялась засыпать. А потом мама принесла мне куклу — ту самую, из моего детства. И я, как раньше, стала делиться своими переживаниями с куклой — иное не всякому-то человеку расскажешь, а кукле ведь можно. И мне стало легче. Потом мама принесла мне книги о том, как делать кукол. У меня всегда были золотые руки, но я раньше и  подумать не могла, что в советское время можно стать художником…Поэтому я всегда говорю: не бойтесь мечтать, не можешь идти к своей мечте — ползи к ней».

И Светлана стала создавать своих кукол. Как-то сразу было решено, что средства от продажи пойдут на благотворительность. Занималась детишками с кардио-проблемами. Светлане стали писать родители, просить о помощи. И так оно и «завертелось».

Сейчас в объединении Светланы насчитывается 450 художников со всего мира. Кукольники помогли уже примерно сотне ребят с проблемами со здоровьем, в основном в России.

«Как Вы оказались в Эстонии, Светлана», — спрашиваю я.

«Приехала сюда и просто влюбилась в Таллинн. Здесь многие спрашивают, да как же ты здесь живешь, мол, после Москвы это такая деревня. А мне здесь хорошо, здесь другой воздух, другой темп жизни, я приезжаю сюда и отдыхаю от суматохи», — делится Светлана.

«Когда я сюда приехала, здесь ведь не было такого явления как авторская кукла. Была только одна мастерица из Кохтла-Ярве. А теперь смотрите, сколько у нас местных кукольников, все они у нас учились», — говорит она.

Я совершенно не представляю, как можно научится делать такие шедевры, которые выставлены в музее. «Но ведь машину тоже никто сначала водить не умеет», — говорит Светлана. «Всему можно научиться. Хотя у нас нередко спрашивают — ой, а где вы берете головы, волосы. Все сами — вплоть до самого маленького пальчика».

«Приходите к нам учиться», — улыбается Светлана. «Приду», — отвечаю я. Не знаю, учиться ли, но помочь Светлане в ее добром деле мне очень хочется…

автор — Женя Волохонская 

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*